ММЦ "Санкт-Петербург"
О компании Команда Новости организации Проекты Клиенты/Партнеры Вакансии Контакты
Услуги

Маркетинговые исследования

Презентационный маркетинг

Директ-маркетинг
Справочная информация
Базы данных
Сервис портала
Наши координаты:
г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, д.6, офис 102
тел. (812) 380-56-21, 380-56-31
      Расширенный поиск
Новость
8 июня 2010 - 17:12
В условиях российской экономики предприниматель должен прежде всего уметь рисковать, экспериментировать и не верить пессимистам.

Журнал "Эксперт Северо-Запад" совместно с Санкт-Петербургским международным институтом менеджмента (ИМИСП) представляет предварительные итоги совместного исследовательского проекта "Лидеры среднего бизнеса". Напомним, что в фокусе исследования - владелец или мажоритарный акционер малого или среднего бизнеса Северо-Западного федерального округа, вовлеченный в оперативное управление своей компанией. Организаторы проекта исследуют факторы успешности, личностные качества, мотивы и драйверы успешных предпринимателей региона.
Первый этап проекта, результаты которого мы представляем, - количественное исследование. Оно посвящено личностным качествам, позволяющим предпринимателю добиваться успеха. Мы стремились рассмотреть особенности характера собственника малого и среднего бизнеса в динамике, проанализировав, как меняется значимость необходимых для управления качеств по мере роста компании. В исследовании приняли участие более 80 респондентов, в числе которых собственники малого и среднего бизнеса, топ-менеджеры, стоявшие у истоков создания компаний или имеющие долю в деле, которым руководят. В частности, опрошено более 50 слушателей программ "МВА ИМИСП" и "EXECUTIVE MBA СТРАТЕГИЯ ИМИСП". Средний возраст респондентов - 33-38 лет.
От уверенности в себе - к эгоцентризму.
Согласно результатам исследования, на этапе принятия решения о создании бизнеса прежде всего важны такие черты, как склонность к риску и уверенность в себе. Чуть менее значимы, но также необходимы для успешного стартапа, по мнению опрошенных, склонность к экспериментированию, инновационный подход к решению задач и готовность брать на себя ответственность. Актуально наличие мощной энергетики, под которой подразумевается как высокая степень работоспособности, так и сильные лидерские качества, харизматичность.
На этапе становления бизнеса - в первые год-два - комбинация инструментов личного арсенала собственника несколько трансформируется. Тем не менее некоторые из них не теряют значимости, оставаясь неотъемлемой составляющей предпринимательского духа. По мнению наших респондентов, это прежде всего склонность к риску. Готовность брать на себя ответственность приобретает большее значение - это качество смещается на второе по значимости место, тогда как на третьем остается склонность к экспериментам и инновациям. Больший вес на этапе становления приобретают развитое умение манипулировать и управлять людьми, а также интуиция.
И наконец, в последующие годы, на этапе роста бизнеса, его владельца отличают прежде всего стремление к постоянному развитию и эвристический склад ума (способность генерировать новые идеи, пытливость, любознательность). На третье и четвертое места по значимости смещаются умение манипулировать людьми и склонность к экспериментам, замыкает же пятерку качество, которое для двух предыдущих этапов почти не отмечалось респондентами, - агрессивность.
Кстати, большинство опрошенных уверены, что в фазе активного развития бизнеса увеличивается значимость таких спорных качеств, как стремление к власти, эгоцентризм, умение пересматривать свои принципы в связи с обстоятельствами и отсутствие угрызений совести при достижении цели. При этом есть два фактора, без которых портрет успешного предпринимателя не будет полным, на каком бы этапе развития ни находился его бизнес, - жизнелюбие и стремление к свободе (как внутренней, так и внешней).
Мы также задались вопросом, какие внутренние ограничители не позволяют собственнику малого или среднего бизнеса расширить масштабы компании, почему, достигнув определенных высот, он не движется дальше. Здесь респонденты признали равное значение таких, по сути, схожих мотивов сознательного отказа от роста, как неготовность играть по новым правилам, продиктованным статусом и спецификой крупного предприятия, нежелание терять единоличный контроль над своим детищем. Ведь с ростом масштабов бизнеса придется делиться властью, полномочиями, а скорее всего, и активами компании с наемными управленцами. Не принимая такого развития событий, многие собственники предпочитают остановиться на достигнутых результатах, позволяющих сохранить единовластие. В этот же ряд можно поставить и добровольный отказ от роста с целью снижения рисков: лучше меньше, да надежнее.
Вторая группа факторов связана скорее с особенностями личного потенциала владельца бизнеса. Это нехватка профессиональных знаний и навыков, которые необходимы при переходе на следующую ступень, а также недостаток общей культуры, эрудиции и кругозора для общения на следующем социальном уровне. Скорее всего, второстепенность данных причин обусловлена тем, что они не связаны с осознанным отказом и подобные пробелы собственник вполне способен заполнить и продолжить движение вперед. В ответах на этот вопрос часто встречались и такие формулировки, как "необходимость изменения жизненных ценностей", "апатичная удовлетворенность достигнутым", "неумение построить самодостаточный бизнес, который может развиваться без владельца".
Конечно, нельзя забывать об индивидуальных особенностях личности, поэтому в получившийся портрет каждый предприниматель добавит свойственные только ему черты. Тем не менее общая картина вполне реалистична.
Прочь из зоны комфорта.
Вряд ли сегодняшние успешные предприниматели, когда делали в бизнесе первые шаги, детально анализировали, благодаря каким их личностным качествам дела идут успешно. Не до того было.
Генеральный директор компании "Станкопром СПб" Александр Седов рассказывает: "Когда только начинаешь, не задумываешься о том, какие качества твоего характера помогают двигаться вперед, а какие - выступают ограничителями. Когда я начинал, а было это в 1990-е годы, основной мотивацией был заработок, возможность обеспечить семью, а главным личностным катализатором - вера в себя, в то, что все получится. Эта черта характера не позволила мне опустить руки". Сейчас, анализируя пройденное, он признает, что наверняка сыграли роль интуиция и умение ей довериться. И добавляет, что важным инструментом было умение убеждать людей: "Оно помогает мне в выстраивании коммуникаций с партнерами и персоналом до сих пор".
С некоторыми выводами предприниматели готовы поспорить. Опять же с учетом субъективного восприятия данного вопроса. Так, слушатель МВА ИМИСП совладелец компании "ЛивинВуд" Дмитрий Мозговой первенство на начальном этапе отдает стремлению к постоянному развитию, а на стадии становления - умению манипулировать (искусно управлять) людьми. "По крайней мере, я сужу по себе и по моему окружению. Решение уйти в свободное плавание я принял, когда осознал, что, работая наемным управленцем в банке, где все успешно функционирует, останавливаюсь в развитии. Я находился в так называемой зоне комфорта, что на определенный момент перестало меня устраивать.
Захотелось резкого изменения условий, возможностей для развития новых компетенций, драйва", - вспоминает он.
Что касается умения манипулировать людьми, то значимость этого фактора вырастает пропорционально укрупнению компании. "На этапе становления бизнеса ты принимаешь решения сам, потом эту функцию берут на себя сотрудники. Поэтому ты должен знать, о чем они думают, какие мотивы ими движут, вплоть до того, какова ситуация у них в семье. Тогда будешь понимать, на что они опираются при принятии решений, и сможешь контролировать этот процесс, быть уверенным в результате", - рассуждает Мозговой.
По мнению выпускника МВА ИМИСП владельца компании "Софин Северо-Запад" Романа Калинина, весьма полезно бывает и такое качество, как восприятие своей точки зрения как единственно существующей (в анкете для респондентов данный фактор обозначен как эгоцентризм). И хотя опрашиваемые отметили, что его значение увеличивается по мере роста компании, Калинин считает, что подобный подход часто необходим на этапе становления фирмы: "В моей практике были случаи, когда с моим решением сотрудники и коллеги были не согласны, и на первый взгляд оно действительно было спорным. Но я был уверен в своей правоте, и впоследствии результаты ее подтверждали".
К открытию бизнеса Калинина подтолкнули обстоятельства. Он занимал пост директора по маркетингу в крупной компании, которая прекратила свою деятельность из-за кризиса. Достойные предложения аналогичного уровня отсутствовали в связи с экономическими трудностями в стране, и ситуация сложилась так, что у него появилась возможность открыть свое дело совместно с друзьями.
Имея возможность сравнить работу в крупной компании и предпринимательскую деятельность, Калинин больше преимуществ для себя видит во втором случае. "Несмотря на то что первый год работы - 2009-й - был очень сложным, он был одним из самых счастливых в моей жизни", - рассказывает он.
В числе первоочередных плюсов Роман Калинин называет личностную свободу - как в плане рабочего графика, так и в принятии решений, а также большие возможности для применения творческого подхода, так как нет ограничений в виде процессуальных рамок и жестких корпоративных стандартов: "Очень важно, что в своем бизнесе твой личный успех напрямую связан с успехами компании. Тогда как в крупной корпорации ты можешь заключить очень важную сделку, а за заслуги тебя наградят благодарственным письмом". К минусам он относит отсутствие гарантий стабильного дохода и социальных бонусов, которые предоставляются в крупных компаниях: "Это и есть тот риск, на который готовы идти предприниматели. И принимаешь его сознательно. Хотя, на мой взгляд, из наемных топ-менеджеров единицы уходят в собственный бизнес только потому, что устали работать под чьим-то началом и стремятся к свободе. Чаще всего их подвигают на это различные обстоятельства, ведь стабильность, которую дает работа наемным управленцем, мало кто рискнет променять на неопределенность, характерную при организации своего бизнеса".
Снова за парту.
Александр Седов акцентирует внимание на важности таких особенностей мышления собственников, как эвристический склад ума и способность искать нетривиальные решения задач. И приводит пример из своей практики: "Отличное знание теории менеджмента - не гарантия успеха в бизнесе. Бывает, что, получив алгоритм, человек четко следует ему, не пытаясь искать альтернативные варианты, если предложенный ход не работает. Думаю, большинство состоявшихся предпринимателей обладают важным качеством - умением нестандартно мыслить, искать альтернативу типовым инструментам".
Впрочем, он не преуменьшает значение бизнес-образования для успешного развития компании. Седов признает, что определенных знаний, которые могут дать на этих курсах, ему недостает, ведь компания и рынок развиваются, конкуренция становится жестче.
"Хотя пока я не совсем четко ответил для себя на вопрос, как смогу с помощью этих знаний достичь стратегической цели. После того как четко это сформулирую, пойду на обучение", - поясняет он.
Здесь уместно обратиться ко второй части исследования, в которой представлены факторы, ограничивающие дальнейший рост бизнеса. Предприниматели соглашаются с тем, что нехватка знаний, которых требуют меняющаяся конкурентная среда и усложняющиеся бизнес-процессы, может стать тормозом для развития бизнеса.
"Когда я ощутил, что мне недостает определенных компетенций, чтобы управлять растущей компанией, логичным шагом стало поступление на курсы MBA, - говорит Седов. - Необходимость передать часть полномочий наемному управленцу или соинвестору меня не смущает. Если судить в общем, то в кругу моих знакомых предпринимателей наиболее часто встречающийся мотив отказа от роста - сознательное снижение рисков".
Правила механики.
Портрет предпринимателя будет неполным без описания характеристик, которые многие склонны относить к категории отрицательных. Хотя часто эти спорные качества обусловлены необходимостью думать прежде всего об интересах компании, ее выживании и успехе на рынке. "Судите сами: если, например, сотрудник не приносит бизнесу пользу, то логично отказаться от его услуг. А значит, лишить его дохода. Означает ли принятие столь непопулярных мер, что у собственника плохо с моральными качествами? - задается вопросом Дмитрий Мозговой. - Мне кажется, подобные поступки имеют скорее механический характер: ты просто вынужден таким образом реагировать на ситуацию. И чем крупнее компания, тем более механизированы эти процессы".
Действительно, если наемный сотрудник может позволить себе в некоторых аспектах большую "сентиментальность", так как управляет чужим бизнесом и максимум, что может потерять, - это рабочее место, то собственник борется за жизнь своего детища и поэтому вынужден действовать жестче.
В чем предприниматели солидарны, так это в необходимости соблюдать бизнес-этику, не отступать от принципов и не рисковать репутацией. "Особенно это важно в малом бизнесе, где многое держится на отношениях с партнерами и коллегами, на личных рекомендациях. Неверный шаг - и от тебя могут отвернуться все", - подтверждает Мозговой. Роман Калинин добавляет, что это справедливо и в отношении работников: "В малом бизнесе многим двигает командный дух, приверженность сотрудников идее, ведь в начале пути мало кто может предложить персоналу высокий доход.
Здесь люди - основной капитал бизнеса".
Догнать цивилизацию.
О том, что Россия катастрофически отстает от развитых стран по величине вклада малого бизнеса в ВВП, говорят часто. В ведущих экономиках на долю малого бизнеса приходится 25-40% ВВП, в нашей стране это лишь 5-7%. Эти цифры демонстрируют огромный потенциал для роста, и, по мнению успешных предпринимателей, на данный момент сформировалось поколение потенциальных собственников. "И если тех, кто начинал в 1990-е годы, к открытию своего бизнеса часто подталкивали обстоятельства, то многие современные молодые люди задумываются о возможности открыть свое дело уже во время учебы в университете, - констатирует Роман Калинин. - У них уже другой менталитет и другие мотивы. В частности, помимо финансового интереса это свобода выбора, творческая реализация".
Вопрос в том, чтобы были возможности для реализации такого потенциала, и здесь велика роль государства. В его силах попытаться создать более благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Сегодняшняя талантливая молодежь весьма мобильна, и за такие ресурсы мы, вполне возможно, скоро будем конкурировать с другими странами, в том числе с Европой.
Санкт-Петербург.
//* Источник информации : Эксперт Северо-Запад ,07.06.10


 Вернуться в раздел новостей

  Напечатать
 
Система межрегиональных маркетинговых центров
О Системе ММЦ

Общая информация

История развития

География присутствия

Сотрудники межрегиональных центров